Программы,... Онлайн-сервисы Интернет

Простой ламповый гитарный усилитель своими руками. Маленькие ламповые усилители, которые звучат как большие Основы лампового усиления

Представляем вашему вниманию схему двухтактного лампового усилителя мощностью 50 ватт, предназначенного для усиления сигнала с датчиков электрогитары или других музыкальных инструментов. Ниже на снимке показан внешний вид усилителя.

Это принципиальная схема усилителя:

Плата и остальные элементы конструкции смонтированы на шасси, сделанном из листового алюминия толщиной 1 мм. Корпус сделан из МДФ и обтянут искусственной кожей, углы закрыты накладками, как в большинстве эстрадной аппаратуры. Но прежде чем приступить к изготовлению корпуса, сначала соберите сам усилитель. Скорее всего шасси вам придется переделывать под себя, в зависимости от того, какие элементы и каких габаритов будут устанавливаться. Поэтому ниже приведен примерный вариант каркаса, его и подгоняйте.

Этот рисунок сделан не в масштабе, его нельзя просто распечатать в натуральную величину и перенести на заготовку. Поэтому разметка листа алюминия делается обычным способом с помощью линейки и карандаша. Диаметры сверлений зависят от габаритных размеров ваших конденсаторов, трансформаторов, дросселя, потенциометров и других элементов.

Когда все выпилено и просверлено, загните края заготовки под 90 градусов. Получилось? Идем дальше.
Начинаем установку элементов на изготовленное шасси и далее производим сборку самой схемы усилителя. Основная масса элементов смонтирована на печатной плате, остальные соединения выполнены навесным способом. Вид на печатную плату со стороны элементов изображен на следующем рисунке.

При изготовлении платы предусмотрите 6 отверстий для ее крепления к основному шасси, на рисунке эти отверстия не обозначены.

На следующем рисунке обозначена подводка проводов к плате:

Близким аналогом лампы ECC83 является лампа отечественного производства 6Н2П.
Близким аналогом лампы EL34 является лампа отечественного производства 6П27С.

Это вид собранного на шасси усилителя спереди.

Вид сзади (со стороны выходных разъемов и разъема питающего провода 220В)

Вид шасси с установленными элементами сверху.

Компания Новик была создана в 1992 г. с целью производства ламповых гитарных усилителей. Подробнее в разделе История.

NOVIK MK60/MK120 (RedBear MK60/MK120)

Число каналов: 1+

Мощность Вт RMC: 60 Вт

Вес: 18/20 Кг

Габариты мм: 700x220x230

Первая модель, запущенная в серийное производство - NOVIK МК 60/120. Для корпорации Gibson этот усилитель выпускался под брендом RedBear. На задней панели RedBear указано, что он эксклюзивно сделан NOVIK для GIBSON. Особенно хотелось бы отметить, что Новик не просто производил, но и разработал этот усилитель от схемотехники до технологий.

Подробнее в разделе Ламповые усилители НОВИК.






Усилители NOVIK MK 60/120 - это одноканальные ламповые усилители, выполненные в отдельном корпусе (голова). Модели отличаются только количеством выходных ламп (2 -5881 или 4- 5881) и соответственно оконечным каскадом.

Предварительная часть (Preamp) выполнена на 3 лампах 6Н2П-ЕВ по классической схеме в духе старого Marshall master volume.

Выбранная идеология предварительного усилителя нравится большому количеству пользователей.

Однако предусилитель NOVIK МК имеет свои фирменные отличия. Оригинальное построение функции "презенс" - это решение было выполнено по просьбе основного заказчика - корпорации Gibson, позволило значительно поднять уровень отдачи усилителя на низких частотах. Строго говоря, это не просто "презенс", кардинально меняется вся частотная характеристика предварительного усилителя. Решение было выбрано специально для рынка США

Функция Boost реализуется одновременным включением дополнительных конденсаторов в цепи катодов первой лампы. Для этого есть кнопка управления на лицевой панеле и есть возможность дублирования её через выносную педаль. При этом активные элементы коммутации, такие как транзисторы и микросхемы не применяются.

В качестве потенциометров применялись отечественные сдвоенные модели СП3-33 (общая мощность получалась 1ватт) что положительно сказывалась на качестве звука и имели очень легкий ход. Если американскому пользователю это было привычно, то европейские хотели стандартный тяжелый ход. Для европейского рынка ставились потенциометры с тяжелым ходом, но менее мощные.

На динамику усилителя позитивно влиял блок мощности, выполненный с очень большим запасом.(в дальнейшем аналогичные силовые трансформаторы с успехом устанавливались в усилители мощности NOVIK 2Х120 ватт).

Novik одним из первых (если не первый в мире) применил открытый (прозрачный) дизайн усилителя с решётками вместо глухой передней и задней панели.

Кроме добротного звука усилители MK получили такое качество изготовления (предполагающее практически неограниченный ресурс работы), которое позволяло и до сих пор дает возможность конкурировать с лучшими образцами мирового гитарного усилителестроения.

Подтверждением этого являются постоянно приводящиеся тесты в США, где продолжает трудиться основное количество усилителей МК, МКЕ и МКХ.

NOVIK MKE60/MKE120 (RedBear MKE60/MKE120)

Лампы оконечного каскада: 2х5881 (6П3СЕ опция)

Лампы предварительного каскада: 12АХ7 (6Н2П опция)

Число каналов: 1+

Мощность Вт RMC: 60 Вт

Вес: 18/20 Кг

Габариты мм: 700x220x230

Модель МКЕ60\120 - это практически тот же усилитель MK с добавленной 4 лампой в преампе, обеспечивающей работу петли с регулируемым по входу и выходу посылом и возвратом.








RedBear MKX 50

Лампы оконечного каскада: 2х5881 (6П3СЕ опция)

Лампы предварительного каскада: 12АХ7 (6Н2П опция)

Число каналов: 1+

Мощность Вт RMC: 50 Вт

Габариты мм: 470x540x230

Динамик: Celestion Vintage 30

Первый серийный комбоусилитель от компании НОВИК - это REDBEAR MKX50 CAB COMBO.

Внешний довольно необычный дизайн полностью разработан компанией Gibson.

Усилитель, примененный в комбо, очень похож на MKE60. Отличие в том, что было немного уменьшено анодное напряжение (430В вместо 470 В) и соответственно уменьшена выходная мощность (50 ватт вместо 60 ватт). Однако, по просьбе инженеров Gibson, в нем реализовано схемное решение, которое до этого не встречалось нигде в других усилителях. Стандартный парафазный инвертирующий каскад не имеет прямого заземления.








Это решение позволило максимально совместить звучание комбо со звуком гитар Gibson (хотя приборные тесты усилителя при этом получились очень спорными). В дальнейшем Novik доработал эту модель, в результате чего появилась модель NOVIK MKX50+.

Установка переключателя режимов оконечного каскада позволила получить 2 разных звука:

1 - оригинальный звук REDBEAR CAB COMBO.

2 - классический звук NOVIK.

Если REDBEAR MKX 50 CAB COMBO изготавливался NOVIK эксклюзивно для Gibson, и продавался в основном в США, то NOVIK MKX 50+ продавался в последствии в Европе и в России.

NOVIK N602/N1202

Лампы оконечного каскада: 2х5881 / 4x5881 (6П3СЕ опция)

Лампы предварительного каскада: 12АХ7 (6Н2П опция)

Число каналов: 2+

Мощность Вт RMC: 60 Вт/100 Вт

Вес: 18/20 Кг

Габариты мм: 700x220x230







NOVIK 1202/602 -это первый серийный усилитель, который компания NOVIK начала продавать под своим брендом. Основным дистрибьютором стала крупная немецкая компания PELLERIN.

NOVIK 1202/602 получил классический усилитель мощности (аналогичный МКЕ120/60) и 3 канальный преамп (2+), в доводке которого принимали участие немецкие инженеры.

Преамп собран на 5 лампах 12AX7. Для коммутации каналов применялись очень качественные реле (ни каких транзисторных ключей и микросхем). Также применена переключаемая последовательно-параллельная петля с плавной регулировкой входа и выхода.

Усилитель получил хорошие отзывы в ведущих музыкальных немецких журналах.

Лампы оконечного каскада: 2х5881/4х5881 (6П3СЕ опция)

Лампы предварительного каскада: 12АХ7 (6Н2П опция)

Число каналов: 2+

Мощность Вт RMC: 60Вт/120 Вт

Габариты мм: 500x700x230

Динамик: Celestion Vintage 30

В продолжение была разработана комбо версия NOVIK N1202C/N602C.

В N1202C устанавливались динамики 2х12" CELESTION VINTAGE 30.

В N602C устанавливались динамики 2х12" CELESTION G12L-35.

NOVIK MK25K/MK50K

Лампы оконечного каскада: 2х5881 (6П3СЕ опция)

Лампы предварительного каскада: 12АХ7 (6Н2П опция)

Число каналов: 1+

Мощность Вт RMC: 50 Вт

Габариты мм: 470x540x230

Динамик: Celestion Vintage 30

B1996 NOVIK выпускает новый комбоусилитль. Это NOVIK MK50K/MK25K предназначенный для продаж в России.

Весь дизайн (внешний вид, конструкция шасси, схемотехника и т.д.) разработан исключительно компанией НОВИК.

Была реализована следующая задача-сделать мощный, но очень легкий и компактный комбик, при этом за разумные деньги.

Усилитель состоял из блока мощности, собранного на 2х 5881 (МК50К-50ватт) и 2х6V6 (МК25К-25ватт), и одноканального преампа 1++ собранного на 4х 6Н2П-ЕВ.

Означает 2 функциональных переключателя

1. Переключаемый буст (как в МК и МКЕ)

2. Фирменный (Новиковский) переключатель режимов оконечного каскада и презенса одновременно.

В МК25К устанавливался G12L-35 (вес 11 кг).

В МК50К устанавливался G12T-75 или VINT 30 (вес 13 кг).

Получился очень удачный по звуку и настройке усилитель, но очень неудобный в сервисном обслуживании, что во многом предопределило дальнейшую судьбу этой модели.

Лампы оконечного каскада: EL84/6V6 (6П14/6П1/ 6П6) (переключаемые)

Лампы предварительного каскада: 12АХ7 (6Н2П опция)

Число каналов: 1

Мощность Вт: RMC 7(5) Вт

Вес: 8 (10)Кг

Габариты мм: 330x310x180 (460x460x210)

Динамик: CelestionSuper8 (Celestion Vintage 30)





NOVIK MK 6

Лампы оконечного каскада: 2х5881 (4x5881)(6П3СЕ опция)

Лампы предварительного каскада: 12АХ7 (6Н2П опция)

Число каналов: 1+

Мощность Вт RMC: 60 (120)Вт

Вес: 18/20 Кг

Габариты мм: 700x220x230

Новый усилитель Novik МК 6 – два варианта перегруженного звука, 4 лампы 12ах7 и 4 лампы EL 34. Novik МК 6 – рабочая машина для гитариста. Отлично дружит с любыми примочками. Звук четкий, сфокусированный, с мощной атакой и огромным количеством нюансов, прекрасно реагирующий на звукоизвлечение. За счет применения EL 34 низ стал более плотным и четким. Очень нравится тем, кто любит играть пальцами, но с серьезным перегрузом. При увеличении гейна звук не мылится, разборчивость остается прекрасной. Великолепно реагирует на работу ручкой громкости на гитаре, звук при этом получается от чистого, до зубодробительного драйва.

NOVIK MK 12

Лампы оконечного каскада: 2xEL 34 (4хEL 34)

Лампы предварительного каскада: 12АХ7 (6Н2П опция)

Число каналов: 1+

Мощность Вт RMC: 60 (120)Вт

Вес: 18/20 Кг

Габариты мм: 700x220x230

Novik MK 12 - в комплектации с 4 лампами 12АХ7 и 4 лампами 5881 (6L6). По сути, это обновленный RedBear, отличается от своего старшего брата более «причесанным» звучанием, но не теряет ни в характере, ни в агрессивности, однако передает больше нюансов игры за счет большей динамики. В звуке прибавилось «тела», он стал «пожирнее», более тягучим, но при этом более структурированным. Атака стала гораздо более яркой, но не за счет верха, как обычно происходит, а за счет того, что поднялась динамика усилителя, и звук ударяет по всему спектру, а не только верхами. Специально для любителей риффов присутствует волшебная кнопка, при нажатии которой кардинально перестраивается работа драйвера выходного каскада и цепь обратной связи, что самым положительным образом сказывается не только на атаке и динамике, но и на демпфировании звука.

NOVIK Bass Tube

Лампы оконечного каскада: 4хKT88

Лампы предварительного каскада: 12АХ7 (6Н2П опция)

Число каналов: 1+

Мощность Вт RMC:120 Вт

Вес: 18/20 Кг

Габариты мм: 700x220x230

Усилитель под названием Bass Amplifier, что однако не говорит о его предназначении только для баса, но подчеркивает идеологическое родство с усилителем Bassman. Комплектуется 4 лампами 12ах7 и 4 лампами КТ88. . Это усилитель, в котором реализована мечта многих гитаристов о прозрачном, мощном чистом звуке, который очень отзывчив на динамику игры, и при более жесткой атаке срывается в тягучий, сладостный перегруз. То, что в 60-70-х называлось «брейк-ап». На такого класса аппаратах получали звук под названием «woman tone», на такого класса аппаратах получал свой чумовой «чистый перегруз» Стиви-сами-знаете-кто. И не верьте, что такой звук можно нарулить на преампе, или спасет примочка системы «супер-сикрет-кастом-грелка-808». Тут важны лампы. Причем выходные, с большим током и большим запасом по току. У нас как раз такие – КТ-88. В усилителе два входа, каждый со своим потенциометром гейна. Один вход более «американский», другой более «британский». Но что-то роднит этот усилитель с «Красным Медведем», то-ли способность «рыкнуть», то-ли мощь и широта звучания. Хотя, может это просто медведица?

NOVIK 02

Мощность Max: 2x50W, 2x25W

Мощность RMS: 2x20W, 2x10W

Тип и количество выходных ламп на канал: 2x6V6+26Q5B

Режим работы: классА

Габариты мм: 500x230x170

Гитарный двухканальный усилитель мощности (класс А) Novik 02 Black Fire, (2хEL84 +2х 6V6) независимо переключаемые в каждом канале. Включенный в посыл (Send) 100 ватной головы, он использует его преамп, а на колонку включаются его два канала и это не стерео. Такое включение позволяет не только решить основную проблему мощного стека- слишком большую громкость. Необходимое качество и драйв получаются, как правило, на очень больших мощностях - а это далеко не везде возможно и уместно. Novik N02 позволяет добиться динамики, сопоставимой со 100 ваттным усилителем на гораздо меньших уровнях громкости. Но это далеко не все – на значительно меньших уровнях вы можете не только получить необходимый драйв, но и набрать большое количество разных вариантов звука. И это все на привычном для вас преампе. Вообще говоря, усилитель Novik N02, требует некоторого пересмотра взглядов на формирование гитарного звука. В Вашем распоряжении два канала, каждый со своим регулятором громкости, регулятором презенса и переключением выходной пары (либо четверки) ламп. Что со всем этим делать? Включать моно сигнал на два канала. Именно тут начинается самое интересное. В качестве примера, рассмотрим такой вариант:

Используя внешний предварительный усилитель (моно), в первом канале Novik N02, выберем лампу EL 84, появляется хрустящий верх, звук прозрачный, но не плотный. Хочется плотности. Во втором канале выбираем 6V6, появляется плотность, появляется низ. Прибрав презенс, усугубляем этот характер звука. После чего выставляем баланс двух характерных звуков, и в результате получаем звучание, недостижимое на обычных усилителях без существенной перепайки и перенастройки. Мало того, вариантов звучания огромное количество, настройка быстрая и интуитивная.

При этом вы получаете уникальную возможность отойти от маленьких разноцветных коробочек, которые мы все так любим, и пользоваться для нахождения Вашего звука возможностью комбинирования в разных пропорциях разных оконечных усилителей. Легко комбинируется динамика, возможность подгруза оконечного каскада и насыщения трансформатора каждого канала усилителя. Данный оконечник идеален для работы в студии и в клубах, причем особенно в тех, где к звуку относятся трепетно. Но не будет выглядеть бледно и на большой сцене, все-таки максимальные 50 Ватт – это серьезно.

Усилитель обладает всеми атрибутами своих "старших братьев" - прототипов. Наличие двух регуляторов (усиления и громкости) позволяет гибко перераспределять усиление каскадов тракта под желаемый звук. Для расширения функциональности усилитель имеет два входа разной чувствительности, а изменение коэффициента усиления тракта позволяет получить звук от чистого Clean до мощного и плотного Overdrive с Sustain"ом. Оснащение петлёй эффектов - Effects Loop - даёт широкие возможности для экспериментов со звуком с использованием внешних педалей эффектов или гитарных процессоров. Двухполосный регулятор тембра обеспечивает глубокую регулировку частотной характеристики усилителя. Переключатель выхода для двух значений номинального сопротивления (8 или 16 Ом) акустической системы и переключатель дежурного режима делают завершённым облик усилителя.

Усилитель испытывался совместно с электрогитарой Yamaha EG 112, с набором звукоснимателей S-S-H, при работе с гитарными кабинетами (громкоговорителями), имеющими динамические головки размером 6" (BCS 0608), 8" (Tesla), 10" (PSR1030), 12" (4А-32). Для домашнего применения лучше использовать громкоговоритель с головкой 6 или 8 дюймов, не создающий большого звукового давления. В помещениях большего объёма лучшие результаты даёт применение головок размером 10 и даже 12 дюймов.

По нелинейным искажениям параметры данного усилителя можно сравнить с усилителем Fender Blues Junior (модель 1995 г.), который при мощности 13 Вт на тональном сигнале и нагрузке 8 Ом имеет коэффициент гармоник 5 % вполне допустимый для гитарных усилителей.

Технические характеристики

Входное сопротивление (на разъёме Х1), Мом 1
Входное сопротивление (на разъёме Х2), кОм 500
Чувствительность по входу
Low, мВ 22
(в режиме HG) 8,5
Чувствительность по входу
High, мВ 1,8
(в режиме HG) 0,8
(с перемычкой S1) 0,8
(с перемычкой S1+HG) 0,3
Сопротивление нагрузки, Ом 8, 16
Выходная мощность, Вт, при коэффициенте гармоник не более 5% 10...12
Уровень интегральной помехи, дБ -68
Частотный диапазон по уровню -3 дБ, Гц 60...9000

Значения чувствительности по обоим входам указаны с учётом комбинации включения перемычки (джампера) S1 и выключателя SA1 (режим HG), отмеченной в скобках.

Описание схемы и особенностей усилителя

Принципиальная электрическая схема усилителя показана на рис. 1.

Рис.1. Принципиальная схема гитарного усилителя

Сигнал, подаваемый на вход Х2 (High), поступает на ФНЧ R1C3, который способствует уменьшению ВЧ шумов и наводок, а также препятствует проникновению на вход сигналов вещательных станций. Далее сигнал поступает на каскад предварительного усиления. Он выполнен на малошумящем нувисторе 6С51Н-В (VL1), установленном на отдельной печатной плате. Для снижения собственных шумов каскада сопротивление резистора утечки сетки уменьшено до 510 кОм и понижено напряжение анодного питания. Коэффициент усиления каскада равен 10. Когда установлена перемычка S1, параллельно резистору R4 подключается конденсатор С5 и коэффициент усиления возрастает до 30. Для исключения микрофонного эффекта при использовании входа Х2 усилитель не следует располагать на акустической колонке при работе на больших уровнях мощности.

Вход Low (разъём Х1) имеет меньшую чувствительность. Входной сигнал подаётся на управляющую сетку триода 6Н2П-ЕВ (VL2.1) через цепь R6C6, обеспечивающую подъём АЧХ усилителя в интервале 2...5 кГц. Таким образом создаётся более яркое звучание инструмента, известное как Bright. Коэффициент усиления каскада равен 50. Для повышения устойчивости его работы анодная нагрузка в виде резистора R9 шунтирована конденсатором 08, ёмкость которого влияет и на АЧХ усилителя.

Усиленный сигнал с анодной нагрузки триода VL2.1 через разделительный конденсатор C9 подаётся на регулятор усиления R12 - Gain. Конденсатор C12 совместно с частью резистора регулятора усиления обеспечивает подъём АЧХ в области 2...5 кГц, его действие прекращается в верхнем положении движка резистора. С регулятора усиления сигнал подаётся на сетку триода VL2.2.

Каскад на триоде VL2.2 служит для усиления и компенсации ослабления сигнала в темброблоке, а при высоких уровнях усиливаемых сигналов - для их ограничения. При большом усилении предыдущих каскадов и высоком уровне входного сигнала каскад выходит из режима линейного усиления - возникают его перегрузка и ограничение усиливаемых сигналов, что приводит к обогащению спектра сигнала гармониками и создаёт характерный жужжащий звук эффекта Overdrive.

Для увеличения устойчивости работы каскада на высоких частотах анодная нагрузка триода шунтирована конденсатором небольшой ёмкости, который также влияет на АЧХ усилителя в области высоких частот. Выбор коэффициента усиления каскада производят переключателем SA1. При его разомкнутых контактах усиление равно 20, при замкнутых - 48. Для исключения громких щелчков при коммутации служит резистор R15, обеспечивающий протекание зарядного тока конденсатора C13.

Сигнал с анодной нагрузки R17 через конденсатор С17 поступает на регулятор тембра. Разделение полос регуляторов НЧ и ВЧ находится в области 600...800 Гц. При среднем положении ручек регулирования тембра коэффициент передачи блока равен примерно -22 дБ. Для ограничения спектра усиливаемых сигналов в тракте установлен ФНЧ R29C21, он определяет спад усиления в области высших частот и отфильтровывает "немузыкальные" компоненты спектра. Это благоприятно влияет на чистоту звука при работе с Overdrive. Высокоомный выход темброблока подключён к входу истокового повторителя на полевом транзисторе VT1, что исключает влияние каскада на работу темброблока.

Для расширения функциональности в усилитель встроена "петля эффектов" - Effects Loop. Сигнал на внешние устройства (педали эффектов, гитарный процессор) снимается с резистора R13 истокового повторителя на транзисторе VT1 и через конденсатор С16 поступает на регулятор уровня R19 (Х3 Send). Для обеспечения необходимой нагрузочной способности этого выхода ток покоя транзистора задан равным 4 мА. Низкое выходное сопротивление каскада уменьшает влияние ёмкости соединительного кабеля и обеспечивает нормальную работу с устройствами, имеющими входное сопротивление не менее 10 кОм. Обработанный внешними устройствами, возвращаемый сигнал подаётся через разъём Х4 Ret на регулятор уровня R26. Входное сопротивление по входу Ret - 50 кОм, достаточное для подключения внешних устройств с повышенным выходным сопротивлением. Наличие регуляторов позволяет оптимизировать входные и выходные уровни сигналов в петле эффектов. При исключении из состава элементов петли эффектов сопротивление резистора R30 нужно увеличить до 1 МОм, а сигнал с выхода ФНЧ R29C21 подать на резистор регулятора громкости R30.

При отсутствии внешних устройств, включённых в петлю эффектов, сигнал с выхода истокового повторителя через регулятор громкости R30 (Master volume) поступает на вход фазоинверторного каскада, формирующего парафазные сигналы возбуждения двухтактного выходного каскада. Различное включение по переменному току двух триодов фазоинвертора обусловливает небольшую разницу в амплитуде сигналов на резисторах анодной нагрузки. Их выравнивания достигают подбором резистора R39. Коэффициент усиления фазоинверторного каскада равен 24.

Оконечный каскад (VL3, VL4) выполнен по двухтактной схеме на лучевых тетродах комбинированных ламп 6Ф3П, их триодные части используются в фазоинверторном каскаде. Лампы оконечного каскада работают с фиксированным смещением в режиме АВ1, т. е. без сеточных токов . Такое смещение позволяет легко оптимизировать режим работы для получения максимальной выходной мощности с более высоким КПД при допустимых нелинейных искажениях.

Регулятором баланса токов покоя ламп (R40) возможно компенсировать разброс в режимах используемых ламп для уменьшения нелинейных искажений и исключения подмагничивания магнитопровода трансформатора разностным током ламп. Резистором R33 регулируют напряжение смещения, устанавливая необходимый ток покоя ламп.

Ток покоя ламп (2x30 мА) устанавливают, контролируя падение напряжения на катодных резисторах R47 и R48. Их сопротивления равны 1 Ом (отклонение не более ±1 %). Падение напряжения на этих резисторах, измеренное в милливольтах, численно равно сумме токов анода и экранной сетки лампы, выраженных в миллиамперах. Напряжение питания анодов и экранных сеток ламп оконечного каскада подаётся через гасящий резистор R53, который совместно с конденсатором С41 образует фильтр, снижающий уровень пульсаций напряжения питания оконечного и фазоинверсного каскадов.

Блок питания построен с использованием сетевого трансформатора, сравнительно низковольтного для подобных устройств. Необходимое напряжение анодного питания формируется выпрямителем с удвоением напряжения на диодах VD4, VD5. Для получения напряжения -47 В (для сеточного смещения) и +49 В (для стабилизатора с выходным напряжением +9 В) использовано переменное напряжение от одной секции анодной обмотки (-27 В). Анодная обмотка при работе приобретает потенциал относительно общего провода примерно +130 В, поэтому для "развязки" выпрямительного моста VD2 введены конденсаторы С32, С34. Кроме того, такой вариант включения диодных мостов позволяет получить почти удвоенное выпрямленное напряжение. Подобную роль выполняют и оксидные конденсаторы С31, С35 в выпрямителе напряжения смещения с диодным мостом VD3. При монтаже необходимо обратить внимание на полярность включения этих оксидных конденсаторов, поскольку нарушение указанной полярности приведёт к их перегреву и разрушению.

Необходимый ток для питания подогревателей ламп достигается параллельным соединением всех накальных обмоток трансформатора. Выпрямительный мост VD6 с конденсатором С42 обеспечивает питание накала ламп VL1 и VL2 постоянным током, что практически исключает фон частотой 100 Гц.

Для продления срока службы ламп анодное питание следует включать после прогрева катодов ламп, а при перерывах в работе усилителя анодное питание целесообразно отключать выключателем SA4 (Stb).

Анодное питание на фазоинверсный и предварительные каскады подаётся через дроссель L1, который совместно с конденсатором С26 и RC-фильтрами R5C1, R25C18 эффективно подавляет пульсацию напряжения питания.

Конструкция и детали

Шасси изготовлено из оцинкованного железа толщиной 0,6...0,8 мм. Достоинством этой конструкции являются доступность материала и лёгкость изготовления в домашних условиях. Такое шасси эффективно экранирует каскады усилителя от магнитных и электрических полей, имеет приятный внешний вид и не подвержено коррозии. Заготовка шасси с размерами для установочных компонентов усилителя показана на рис. 2. Размеры (ВхДхШ) - 50x280x150 мм.

Рис.2. Чертеж шасси лампового гитарного усилителя

После раскроя заготовки, ещё до гибки, необходимо сделать все отверстия под установочные элементы. Затем в местах сгиба, с внутренней стороны шасси, резаком, изготовленным из ножовочного полотна, по металлической линейке сделать канавки глубиной примерно 1/3...1/2 от толщины металла, это позволит легко и ровно на краю стола согнуть шасси. Места стыка стенок в углах пропаять по всей высоте. Дополнительно в углах шасси впаяны латунные стойки диаметром 8...10 и длиной 6...10 мм с резьбой М3, это обеспечивает дополнительную прочность и жёсткость всей конструкции. В дальнейшем к этим стойкам крепят нижнюю крышку шасси.

Все печатные платы изготовлены из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм.

Чертёж печатной платы и расположение на ней элементов предварительного усилителя на нувисторе (VL1) показаны на рис. 3 (прямоугольные отверстия под плоские выводы разъемов формируют высверливанием с воротом сверла). Чертёж печатной платы и расположение элементов источника напряжения смещения и стабилизированного напряжения +9 В приведены на рис. 4. Аналогичные чертежи для платы петли эффектов показаны на рис. 5, а для платы выходного гнезда для подключения акустики и защитного резистора - на рис. 6 (размыкаемые контакты соединяют параллельно).

Рис.3. Чертеж печатной платы предварительного усилителя

Рис.4. Чертеж печатной платы источника напряжения смещения

Рис.5. Чертеж печатной платы петли эффектов

Рис.6. Чертеж печатной платы выходного гнезда

Декоративные передняя и задняя панели изготовлены из алюминия толщиной 1,5 мм. Их размеры - 280x60 мм.

Корпуса оксидных конденсаторов С18, С26, С39-С41, С43 изолированы термоусадочной трубкой. Конденсаторы С26, С41, С43 закреплены хомутами из жести на алюминиевых пластинах толщиной 1,5 мм. Пластины установлены на трубчатых стойках высотой 10 мм, с отверстиями под винты крепления трансформаторов.

Дроссель L1 изготовлен из трансформатора абонентского громкоговорителя типа ТАГ. Его новая обмотка намотана проводом ПЭЛ-0,15 до заполнения каркаса. Сечение магнитопровода - 12,7x5,3 мм при высоте керна 15 мм, хотя допустимо использовать и любой другой с большим объёмом керна. Пластины собраны вперекрышку, без немагнитного зазора, при малых значениях тока это допустимо. Индуктивность L1, измеренная без тока подмагничивания, равна 10 Гн, активное сопротивление обмотки - 145 Ом.

Большая часть деталей усилителя смонтирована навесным монтажом с использованием вертикальных монтажных стоек. Для размещения ряда элементов, имеющих соединение выводов с общим проводом, очень удобным оказалось применение монтажных планок шириной 4...5 мм, изготовленных из фольгированного стеклотекстолита. Вокруг отверстий под винты крепления планок фольга удалена. На планке, где смонтированы детали каскада с лампой VL2, в фольге дополнительно прорезаны площадки для пайки деталей, соединяемых проводами с другими узлами; на фото это видно. Указанная на схеме нумерация выводов лампы наиболее удобна для монтажа каскада. Для разводки питания накала ламп VL1, VL2 изготовлена витая пара из одножильных проводов диаметром 0,5...0,6 мм. Питание накала ламп оконечного каскада сделано свитыми проводами МГШВ-0,35.

Подключение выхода платы предварительного усилителя к каскаду на триоде VL2.1 выполнено экранированным проводом. Экранная оплётка с обоих концов припаяна к лепесткам и соединена с шасси.

Конденсатор С39 установлен на шасси на изолирующих втулках. Его корпус находится под напряжением, равным половине анодного.

Для исключения повреждения выходного трансформатора при включении усилителя без нагрузки служит нагрузочный резистор R54 мощностью 5 Вт (ПЭВ или импортного производства типа SQP на 5-10 Вт) и сопротивлением 20...30 Ом. Резистор фильтра R53 (ПЭВ 7,5 - ПЭВ 10) установлен в подвале шасси. Он также ограничивает импульс зарядного тока конденсаторов при включении анодного напряжения.

Постоянные резисторы плат петли эффектов и источников +9 В и смещения - МЛТ-0,25. Остальные - МЛТ-0,5 или импортные MF. Допустимо использование некоторых резисторов и меньшей мощности (см. на схеме). Переменные резисторы R12, R18. R28, R30 - СП-П или СП3-30, с обратнологарифмической зависимостью изменения сопротивления от угла поворота (группы В). Использование резисторов группы А (с линейной зависимостью) для регуляторов нежелательно, это затруднит управление усилением и громкостью, особенно на малых уровнях, и сделает грубой регулировку тембра. Сопротивление резистора R30 можно увеличить до 470 кОм и более. Металлические крышки переменных резисторов R12, R18, R28, R30 нужно соединить проводом с шасси. Корпуса R19, R26 платы петли эффектов также соединяют проводником (под гайку) с общим проводом платы. Подстроечный резистор R40 - проволочный ПП2-11, ПП3-11 или ППБ-1 Б. Подстроечные резисторы R19, R26, R33 - СП4-1 мощностью 0,5 Вт. Резистор R53 - ПЭВ мощностью 7,5 или 10 Вт.

Конденсаторы С26, С41, С43 - оксидные К50-27. Конденсаторы С39, С40 - К50-12. Постоянные конденсаторы в анодных и сеточных цепях каскадов должны иметь минимальные токи утечки. Можно использовать плёночные или бумажные К73-17, К40У-9, БМТ-2 и им подобные на напряжение 400-630 В. Конденсаторы С32, С34 - К73-16В, возможная замена - К73-14. Конденсаторы в темброблоке - К10-17.

Переключатель SA1 - тумблер МТ-1, переключатель SA3 - тумблер МТ-3. Выключатели SA2, SA4 - импортные с встроенной индикаторной лампой (балластные резисторы в цепи неоновых ламп на схеме не показаны). Разъёмы Х1, Х2, Х5 - Jack 6,35 мм (ST-020) с двумя парами контактов на размыкание, разъёмы Х3, Х4 - с тремя парами.

Лампы 6Н2П-ЕВ можно заменить любыми из её модификаций, а 6С51Н-В - любым триодом-нувистором (с некоторой коррекцией режима). При установке анодных токов ламп предварительных каскадов, работающих при малых амплитудах сигналов, увеличивать анодный ток свыше 1 мА нецелесообразно, это не улучшит их работу.

В качестве выходного трансформатора применён сетевой унифицированный ТПП252-127/220-50 , также возможно использовать накальный ТН33-127/220-50 . При этом необходимо произвести пересчёт коэффициента трансформации обмоток. В блоке питания применён сетевой анодно-накальный трансформатор ТАН 1-220-50 . Лучшей заменой ему будет ТАН 13-220-50 (без изменения схемы включения).

ЛИТЕРАТУРА

1. Цыкина А. В. Электронные усилители. - М.: Радио и связь, 1982.

В. Овсянников, г. Пермь

Журнал "Радио" 2012, № 2-3

Эпидемия интереса к ламповому гитарному усилению не снилась даже самым именитым High End брендам, использующим ламповые системы. Несопоставимые объёмы продаж, при высокой стоимости и стремительно устаревающей технологии, на фоне динамичного развития гитарных процессоров и разного рода эмуляторов – поражают. «Ламповый тренд» в гитарном звуке держится с момента появления первых электрогитар до настоящего момента, и интерес к подобной технике вряд ли иссякнет в ближайшие 10 лет.

Не смотря на обилие цифровых эмуляторов лампового звучания, бюджетных полупроводниковых усилителей и комбо, призванных раз и на всегда вытеснить из мира музыки – это «ретроградное, декадентское, полурелигиозное ламповое мракобесие», гитаристы продолжают использовать «тёплое» ламповое усиление. Именно ламповые «головы» и «комбо» считаются true-звуком, именно ламповые топовые модели ведущих производителей попадают в райдеры рок-звёзд, именно «лампа» остаётся мечтой тинэйджеров, вчера купивших электрогитару.

Самый интересный вопрос – почему? Какая «магия» притягивает гитаристов к устаревшей технологии и позволяет производителям продавать тысячи, казалось бы, не рентабельных, дорогих, тяжелых, не слишком функциональных, менее надёжных ламповых усилителей ? Парадокс с долговечностью этого тренда лучше рассматривать в нескольких аспектах: история гитарного оборудования, особенности исполнения, управления этим оборудованием и, естественно, маркетинг. Последний аспект выражен в значительно меньшей степени, нежели в Hi-Fi и High End аппаратуре.

Корни тренда


Первые гитарные усилители стали производиться ещё до начала выпуска первых электрогитар «сковородок» в 1931 году. Эти приборы были предназначены для усиления акустических и резонансных гитар. Совершенно естественно, что эти усилители были ламповыми. Массовый успех пришел к гитарному оборудованию в 50-е с зарождением рок-н-ролла. Гитарные усилители этого периода были построены почти на тех же принципах и существенно не отличались от своих прародителей из 20-х - 30-х. Вероятно, ламповое гитарное усиление кануло бы в лету с появлением транзисторов, если бы не старания Лео Фендера и других изобретателей, которые как раз в 50-е снабжали своими приборами музыкантов из кантри-н-вестерн, а также сёрф коллективов.



Изощрённые гитаристы-экспериментаторы, такие как Дик Дейл, которые использовали эти усилители и искали новый звук, быстро осознали, что, перегружая преамп можно получить очень музыкальные и благозвучные искажения. Так появился перегруз, тот самый сочный искажённый звук, который в тысячах разнообразных вариаций используется сегодня гитаристами. Идея перегруженного звука и быстро растущая популярность рок-музыки, где этот звук был востребован как выразительное средство, обеспечили спрос на гитарные усилители . Последние вплоть до начала 70-х почти всегда создавались на основе ламп.

Золотой век


Уже с начала 60-х появляются первые серийные транзисторные усилители и эффекты, но, ввиду широкой распространённости ламповой техники, они не пользуются популярностью. Даже не смотря на эпизодическое использование транзисторных эффектов звёздами того времени, (Marty Robbins в «Don’t Worry» и Keith Richards в (I Can’t Get No) Satisfaction), авторитет исполнителей использующих fuzz от Gibson, не вызывает ажиотажа среди музыкантов.




Необходимо отметить, что пионеры рок-н-ролла в 50-е – 60-е вероятнее всего не задумывались о нюансах схемотехники, наличии четных гармоник, недостатках или преимуществах лампового звука (иного фактически не было). Они просто играли музыку на той аппаратуре, которая существовала в их эпоху. При этом, учитывая молодость электрогитары как музыкального инструмента, формировалась школа: музыканты разрабатывали приёмы звукоизвлечения и технику игры, принимая во внимание существующий на тот момент тип усиления и эффекты, которые можно было извлечь из него.

Полупроводниковая конкуренция

Попытка производителей заинтересовать музыкантов более технологичными и дешевыми транзисторными системами в 70-е удалась лишь отчасти. Рок-музыка в этот период стала одним из самых популярных в мире жанров, что резко увеличило количество музыкантов, а соответственно, спровоцировало потребность в массовой, недорогой и технологичной технике. Транзисторные устройства стали всё более популярными среди начинающих гитаристов, но как только вырастал исполнительский уровень и притязания к звуку – музыканты переходили на «лампу». Можно сказать, что практически такое же положение сохраняется и по сей день.

Если у бабушки есть «болт», то она не бабушка…

В связи с высокой технологичностью полупроводниковых схем и отсутствием у них ряда недостатков присущих ламповой схемотехнике, инженеров захватила идея создания транзисторного гитарного усилителя, обладающего достоинствами лампового. В большинстве своём эти попытки не привели к успеху. Как и в случае с аудиотехникой для дома, чудовищная репутация сложилась на ранних этапах разработки транзисторных гитарных усилителей ещё в 70-е.

Практически все музыканты, которым довелось слышать полупроводниковые комбо и «головы», особенно раннего периода, отмечают крайне «жесткое», «суховатое», словом, неприятное звучание, отсутствие привычных для ламповых аппаратов возможностей настройки. Всё это было связано с ограниченным динамическим диапазоном и появлением нежелательных (не музыкальных, не благозвучных) гармонических искажений в гитарном звуке.

Динамические различия

Эксплуатация гитарного усилителя предполагает работу с предельными или близкими к ним уровнями громкости. Так вот, для многих транзисторных усилителей на таких уровнях громкости, и сейчас характерен внезапный короткий переход к амплитудному ограничению и почти мгновенному затуханию, что при широком частотном диапазоне (не всегда хорошо для инструментального оборудования) порождает т.н. «стреляющий» или «плюющийся» звук c началом атаки на каждом следующем звуке.

Длительное пребывание в зоне амплитудного ограничения давали очень грязный, не «музыкально» искаженный перегруз. Эти особенности не позволяют получить правильное, с точки зрения многих музыкантов, звукоизвлечение. Резкое амплитудное ограничение стало востребованным только в некоторых тяжелых стилях 80-х – 90-х годов прошлого столетия и достаточно избирательно. Так дисторшн с обрезающим, «плюющимся» амплитудным ограничением успешно использовали такие группы как S.O.D., Celtic Frost, Megadeath, Pearl Jam, Nirvana. При этом необходимо учесть, что звук в подобных случаях подвергался продуманной эквализации, дабы сохранить «жирный» и «плотный» широкий частотный диапазон.

Сага о четных гармониках

Мнение о положительном влиянии низких четных гармоник в звучании ламповых усилителей, распространённое среди некоторых приверженцев High End, во многом заимствовано у гитаристов. При этом четные гармонические искажения в гитарной аппаратуре традиционно и обоснованно считаются преимуществом, в отличие от усилителей для воспроизведения музыки, где этот вопрос остаётся более чем спорным. «Благозвучность» этих искажений обусловлена тем, что четные гармоники музыкально соотносятся с основным тоном, в отличие от нечетных.

Проблемой транзисторных моделей гитарного оборудования стал спектр КНИ в котором изобиловали «не музыкальные» искажения. Тогда как ламповые системы с трансформаторным выходом и с не большим количеством или отсутствием обратных связей насыщают звук, в большинстве своём, четными гармоническими искажениями.

Интермодуляции

Интермодуляционные искажения – серьёзная проблема для воспроизводящего музыку оборудования при этом они не считаются серьёзным недостатком гитарных усилителей , по крайней мере в режиме «Gain». Напротив, появление интермодуляционного тона при формировании эффекта, по мнению музыкантов, использующих перегруз, обогащает звучание и даёт возможность для его использования в создаваемом инструментом музыкальном полотне.

Доминирующие концепции передачи частот

Приверженцы лампового звука при настройке темброблока и создании необходимого им звучания опираются на АЧХ усилителя. Схемотехника темброблоков Fender и Marshall, сложившаяся исторически, определила 2 наиболее распространённые концепции передачи частот в ламповых гитарных усилителях. Они позволяют получить то или иное предсказуемое звучание электрогитары необходимое музыканту. Ниже приведены кривые АЧХ типичные для усилителей этих компаний при визуально одинаковом положении регуляторов темброблока, любезно опубликованные Владимиром Мартыненко, в его материале о ламповой и транзисторной схемотехнике гитарных усилителей на guitar.ru.

Цифровая эмуляция «тёплой» лампы

Цифровые эмуляторы современных гитарных процессоров полностью или почти полностью могут эмулировать ламповый звук. Этот факт неоспорим, ввиду современного уровня развития цифровых систем и, пожалуй, не требует развернутого доказательства. При этом ламповые системы сохраняют ряд достоинств, которые влияют на выбор в их пользу.

К таким достоинствам музыканты относят:

  • предсказуемый результат (нет необходимости длительного подбора компонентов тракта, всё просто: гитара+голова+кабинет, гитара+комбо);
  • привычный алгоритм настройки;
  • простота создания нужного звука (усилитель просто звучит так, как он должен звучать и не требует длительной настройки параметров для получения «правильного» звука»);
  • цифровые системы могут отличаться по звучанию, в ряде нюансов звукоизвлечения, звук похож, но «не тот», доводы следующего плана: «вот когда я флажолет делаю такой был отзвук, а тут его нет и всё, уже по-другому звучит».
Практически все приведенные выше достоинства, отчасти объективны, и по крайней мере имеют право на существование, а для многих становятся фактором, определяющим выбор.

New wave - ламповый конструктор

C точки зрения приверженцев ламп интересен проект Klonz, запущенный двумя изобретателями из Италии Фабрицио Бренчио и Андреа Феорини в 2015-м. «Моделирующий ламповый усилитель» - разработанный изобретателями, представляет собой своеобразный конструктор, который даёт возможность использовать любые лампы, широко применяемые в гитарном оборудовании, и несколько схем предусиления.