Программы,... Онлайн-сервисы Интернет

Здания гранд канала в венеции. Большой Канал (Гранд-канал) в Венеции: огромный музей под открытым небом. Предлагаем неплохие варианты отелей в Венеции

Привет, друзья. Практически в любом городе есть главная улица, богатая на достопримечательности и красивые здания. Гранд канал в Венеции заменяет такую улицу. Здесь сосредоточены самые великолепные дворцы, его пересекают самые известные в городе мосты, именно он украшает многие открытки и фотографии Венеции.

Италия. Провинция Венето. Город Венеция.

Это то, без чего Венецию представить невозможно, это главная дорога и артерия города, это исторический центр с дворцами, мостами и соборами, это — всплеск воды под веслом и пение гондольера. Всё это Canal Grande или в переводе с итальянского — Большой канал. Но, как ни странно, Гранд канал вовсе не является каналом.

Канал это — искусственное русло, наполненное водой.

А Гранд канал — не искусственно созданное сооружение, а естественная протока между островами лагуны. Так что знаменитое название не соответствует действительности. Зато создаёт особый романтический настрой)

Самая знаменитая часть Венеции — остров Риальто. Свое название остров получил как раз благодаря Canal Grande, ведь по-латыни «глубокий проток» звучит как «ривус альтус». Отсюда со временем возникло слово «Риальто».

Транспортная артерия

Гранд канал пронизывает всю Венецию, а потому считается главной «дорогой» города.

Начинается он у железнодорожного вокзала, а заканчивается, впадая в канал Ла-Джудекка и канал Сан-Марко.

Его длина составляет почти четыре тысячи метров. Но не рассчитывайте прогуляться вдоль его берегов. Это вам не удастся просто потому, что у канала отсутствуют набережные. Роль этого связующего звена между сушей и водой выполняют фасады домов, смотрящие на Canal Grande.

Достопримечательности канала

Именно здесь, на Большом канале, сосредоточены самые роскошные дворцы города. Всего их более сотни.

Самые известные Ка" Реццонико, Ка" Фоскари, Ка" д"Оро, Палаццо Барбариго. Каждое такое здание примечательно не только экстерьером, но и своей историей.

  • Так интерьер дворца Ка" Реццонико знаменит фресками работы Тьеполо. К этому роду, представители которого подарили свою фамилию дворцу, и были его первыми владельцами, принадлежит папа римский Климент XIII, живший вначале XVIII века.

Сейчас на территории дворца расположен музей.

  • Ка" д"Оро считается самым изысканным представителем венецианской готики. Его еще называют «Золотой дом», потому что вначале здание было покрыто сусальным золотом.

Сейчас здесь находится галерея Франкетти.

Дворец Ка" д"Оро

  • А Ка" Фоскари, на территории которого расположен Университет Ка" Фоскари, считается примером типичной резиденции венецианской знати. Здесь жил один из дожей республики.

Ка" Фоскари

Как передвигаться по каналу

Полюбоваться архитектурным разнообразием Венеции можно во время водной прогулки по Гранд каналу.

Для этого есть два простых способа:

  • , который в Венеции называется вапоретто
  • на гондоле

Первый способ более бюджетный, — гондольеры берут с пассажиров немалые суммы. Зато поездка на гондоле более романтична, а за отдельную плату может сопровождаться пением самих гондольеров.

Еще один вариант – такси. Но он больше подходит местным жителям или тем, кто сильно ограничен во времени. Туристы редко пользуются услугами венецианских таксистов. Всё-таки мы приезжаем сюда насладиться колоритом города, и большинство предпочитает размеренную прогулку по водам канала.

Великолепная четверка

Пересекать протоку можно и вдоль, и поперек, то есть по мостам.

В Венеции четыре знаменитых моста перекинуты через Гранд канал:

  • мост Риальто
  • мост Скальци
  • мост Академии
  • мост Конституции

Мост Риальто — самый древний из них. Сначала он был деревянным. Неустойчивость конструкции приводила к частным обрушениям. В конце концов, в начале 1500-х годов был объявлен проект на строительство каменного сооружения.

Победил тогда никому не известный Антонио де Понте. Так в XVI веке появился каменный Риальто, на котором расположились 24 лавки со всевозможными сувенирами и прочим товаром.

Мост Риальто

Мы жили в апартаментах возле моста Риальто, во дворе, где стоит памятник Карло Гоцци и каждый день наблюдали за суматошной жизнью старого моста.

Вторым мостом через Canal Grande стал южный мост Академии. Свое название, как легко догадаться, он получил в честь Галереи Академии, которую он соединяет с районом Сан-Марко.

Два других района города – Каннареджо и Санта-Кроче соединяет мост Скальци. Его название переводится как «Мост босоногих». Причина — расположенная рядом церковь босоногих монахов-кармелитов.

И, наконец, мост Конституции. Для многих туристов, приезжающих в город, он знаменует первое пересечение Большого канала.

Мост соединяет железнодорожный вокзал с Пьяццале Рома, площадью, на которой находится автовокзал.

Мост Конституции

Рассказывать о Canal Grande и его достопримечательностях можно бесконечно. Но лучше просто проплыть вдоль него и увидеть все своими глазами.

Самое романтичное время для прогулки — предзакатное время, когда Венеция наполняется мягкими красками и бликами уходящего солнца. Но, скорее всего, вам не раз придётся пересекать канал и путешествовать вдоль него на вапоретто — самом удобном виде транспорта в городе. Даже из аэропорта Марко Поло до центра Венеции.

Где остановиться в Венеции

Сейчас много вариантов жилья в Венеции появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Предлагаем неплохие варианты отелей в Венеции

Гранд канал на карте

Спасибо, что вы читаете на наш блог! Интересных вам путешествий и до свидания!

ПУТЕВОДИТЕЛЬ по ГРАНД КАНАЛУ
для самостоятельных туристов
от Сергея Воробьева

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ВВЕДЕНИЕ

Всегда, когда я собираюсь посетить какой-то новый для меня город, я стараюсь как можно больше узнать о его истории и основных достопримечательностях, чтобы не зависеть от организованных экскурсий, которые терпеть не могу (ходишь, будто баран в стаде), и гидов, которых тоже, мягко говоря, недолюбливаю, поскольку частенько приходилось сталкиваться с их непрофессионализмом.

Также и в прошлом году, собираясь в Венецию, я тщательно исследовал все возможные источники информации, коих более чем достаточно. Но у них есть одна проблема: на мой взгляд, они не слишком систематизированы (я имею в виду, прежде всего, интернет). Так, информации о Гранд Канале очень много, об отдельных палаццо на берегах этой главной "улицы" островного города - тоже, а вот целостного впечатления все-таки не получается.

Поэтому я решил все это систематизировать и для себя (правда, уже после возвращения из Венеции), и для всех, кто подобно мне самостоятельно готовится к знакомству с этим прекрасным городом и его основной артерией - Гранд Каналом.

Получилось нечто вроде относительно краткого иллюстрированного путеводителя по Гранд Каналу.
Он состоит из двух частей , каждая из которых включает в себя 16 из 32 архитектурных памятников.

Сразу скажу, что ссылок на себя я не делаю принципиально, поэтому, если вам интересно почитать продолжение, смотрите по соответствующим тэгам.

ИНСТРУКЦИЯ

Сначала объясню, как им пользоваться (в том числе, дам несколько практических советов).

1. Представим себе, что мы садимся на вапорето номер 1 на одной из его остановок неподалеку от площади Сан-Марко (лучше всего на конечной остановке, тогда у вас будет больше шансов занять места на носу этого водного автобуса, откуда есть прекрасная возможность увидеть и сфотографировать все основные достопримечательности на обеих сторонах канала. Впрочем, сразу хочу предупредить, что одной поездки все-равно не хватит).

2. Если вам удалось удобно устроиться на носу вапорето, то сразу же приготовьте свою камеру: интересное начнется практически сразу же, и вам придется постоянно поворачиваться то к левому, то к правому берегу, поскольку и там, и там - сплошные шедевры архитектуры.

3. В этом путеводителе все объекты, которые могут заинтересовать любознательного туриста расположены последовательно, то есть по мере продвижения вапорето в сторону Пьяццале Рома (это конечная остановка).

4. Объекты, расположенные на левом берегу Гранд Канала имеют нумерацию: 1.1; 1.2; 1.3 и т. д., а те, что на правом берегу, соответственно, 2.1; 2.2; 2.3... То есть, первая цифра обозначает левую (1) или правую (2) сторону, а вторая - порядковый номер архитектурного памятника.

5. Здесь упоминаются многие исторические персонажи, архитекторы и художники, но справки по ним не будет. Достаточно того, что каждое имя привязано к конкретному памятнику. А дальше можно напрячься и найти информацию самостоятельно.

Надеюсь, я объяснил понятно.
Если так, то поехали, то есть, поплыли...

1.1. МОРСКАЯ ТАМОЖНЯ

Морская таможня была построена около 1667 года архитектором Джузеппе Бенони. Наверху расположенного на самом острие суши здания в форме башни виден позолоченный шар, увенчанный фигурой богини Фортуны. До XIV века здесь разгружались и проходили таможню товары, прибывавшие в Венецию со стороны моря.
(Практический совет: обязательно побывайте на этом острие. Отсюда получаются замечательные фотографии венецианской лагуны и самые лучшие снимки издали Пяццале Сан-Марко и Дворца дожей).

2.1 ПАЛАЦЦО КОНТАРИНИ-ФАЗАН

Это палаццо представляет собой здание в архитектурном стиле цветистой готики с пышными капителями и неглубоким балконом, сооруженное около 1475 года. Некоторые элементы архитектурного и декоративного убранства здания предвосхищают стиль эпохи Возрождения. По преданию этот дворец называют "домом Дездемоны".

1.2. ЦЕРКОВЬ САНТА МАРИЯ ДЕЛЛА САЛЮТЕ

Церковь была построена по проекту Бальдассаре Лонгены в 1631 - 1681 годах. Это восьмигранное в плане здание с огромным куполом покоится на высоком фундаменте со ступеньками, спускающимися к воде Гранд Канала. Фасады церкви богато украшенный пилястрами и тимпанами.

2.2. ПАЛАЦЦО КОРНЕР ДЕЛЛА КА" ГРАНДЕ

Дворец был построен по проекту и под руководством Якопо Сансовино в 1532 - 1565 годах. Квадратной формы фасад разделен на три горизонтальных яруса, подчеркнутых рустовкой цокольного этажа, на который выходят три портала атрия, а также выдающимися вперед карнизами и неглубокими лоджиями.

1.3 ПАЛАЦЦО ДАРИО

Это здание стиля Раннего Возрождения (1487 г.), выполненное архитекторами Ломбардо, богато декоративными мотивами. История этого дворца полна мистики, но об этом должен быть отдельный рассказ.

2.3. ПАЛАЦЦИ БАРБАРО

Первый (по пути нашего плавания) из дворцов семейства Барбаро был построен в XVII веке, а второй, тот, что в готическом стиле, относится к XV веку. Долгое время этот дворец являлся резиденцией французского посольства, а в 1499 году в нем проживала Изабелла д"Эсте.

1.4. ПАЛАЦЦО ВЕНЬЕР ДЕИ ЛЕОНИ

Это здание так и осталось незавершенным. Но в настоящее время здесь размещается Коллекция произведений современного искусства Пегги Гугенхайм (могу посоветовать любителям авангарда).

2.4. ПАЛАЦЦО ГРАССИ


Этот дворец был построен по проекту архитектора Джорджо Массари в классическом стиле XVIII века.

1.5. ПАЛАЦЦО КОНТАРИНИ ДАЛЬДЗАФФО (ФАЗАН)

Здание конца XV века, замечательное своим архитектурным и декоративным единством. Считается, что дворец выполнен по проекту Мауро Кодуччи при участии Джованни ди Антонио Буора.

2.5. ПАЛАЦЦО КОНТАРИНИ ДАЛЛЕ ФИГУРЕ


Дворец построен по проекту Антонио Аббонди (Скарпаньино) в XVI веке. Это здание знаменито тем, что здесь жил богатый купец и покровитель искусств Якопо Контарини, в гостях у которого часто бывал сам Палладио.

1.6. ПАЛАЦЦО ЛОРЕДАН ДЕЛЬ АМБАШАТОРЕ (ПОСЛА)

Готическое здание со стрельчатыми оконными проемами XV века в XVIII веке служило резиденцией послов; отсюда и название.

2.6. ПАЛАЦЦИ МОЧЕНИГО


Эти четыре примыкающие друг к другу дворца - "старые и новые" представляют собой элементы готического и ренессансного архитектурных стилей. Здесь жили Байрон и Джордано Бруно.

1.7. ПАЛАЦЦО РЕДЗОНИКО


Проект великого Лонгены (1667 г.) был закончен архитектором Джорджо Массари (1750 г.).

2.7. ПАЛАЦЦО КОРНЕР СПИНЕЛЛИ

Этот дворец был построен по проекту Мауро Кодуччи в XV - XVI веках. Благодаря гармоничному единству всех архитектурных элементов и изяществу оконных проемов здание считается одним из красивейших венецианских палаццо.

1.8. КА"ФОСКАРИ

Один из самых значительных дворцов Гранд Канала был построен около 1452 года Джованни и Бартоломео Бон для дожа Франческо Фоскари. В настоящее время в этом здании располагается Венецианский университет.

2.8. ПАЛАЦЦО ГРИМАНИ

Это здание, очень характерные для архитектора Микеле Санмикели, было построено им в XVI веке. Величественное сооружение свидетельствует о роскоши и блеске, окружавших влиятельную семью Гримани.

ПРОДОЛЖЕНИЕ (ЧАСТЬ 2) СЛЕДУЕТ...
(Постараюсь сделать ее как смогу быстро)

Сергей Воробьев.

Адрес: Италия, Венеция
Длина: 3800 м
Глубина: 5 м
Координаты: 45°26"21.6"N 12°20"09.0"E

Когда говорят о главной транспортной артерии любого города, практически во всех случаях подразумевают под собой широкую дорогу с высокой пропускной способностью, по которой одновременно может передвигаться большое количество автомобилей и общественного транспорта.

Вапоретто (речной трамвайчик) на Большом канале

Это общепринятое определение совершенно не подходит для уникального итальянского города Венеции , где главной транспортной артерией служит водный канал. Он имеет сразу несколько названий: Большой канал, Гранд-канал и даже Канал дворцов. Нет, он не был построен руками человека, как, например, знаменитый Панамский канал . Канале Гранде является самым обычным, естественно образовавшимся протоком, по которому можно без труда добраться почти до любой точки города и островов живописной Венецианской лагуны. Отличительная особенность Большого канала – это огромное количество великолепных строений, возведенных знаменитыми архитекторами на его «берегах».

Большой канал в Венеции: «сухие» данные

Согласно результатам исследований, проведенных социологическими службами, Венецию ежегодно посещают, по меньшей мере, более 3 500 000 человек. Практически все туристы и люди, прибывшие в этот город с деловым визитом, даже при всем желании не смогут не совершить прогулку по его главной транспортной артерии. Говоря о Гранд-канале следует отметить, что многие искусствоведы называют его еще и музеем под открытым небом. Удивительного в этом ничего нет: по его обеим сторонам находится огромное количество достопримечательностей, памятников истории и архитектуры.

Вид на Большой канал с моста Риальто

Все роскошные дворцы и дома, которые можно увидеть во время путешествия по Большому каналу Венеции, и построенные в различных архитектурных стилях, раскинулись на протяжении почти 4 километров (длина главной транспортной артерии города). Ширина этого, можно сказать, чуда природы, украшенного руками человека, в некоторых местах достигает до 70 метров, а в самой узкой части пролива она не превышает 30 метров. Наибольшая глубина Гранд-канала, который словно «разрезает» город на две разные по размеру части, составляет 5 метров.

По главной транспортной артерии Венеции можно добраться в любой из ее районов, однако не следует забывать, что она разделяется еще на 45 (!) небольших каналов (рио). По этим небольшим водным путям коренные жители посещают места своей работы и магазины, возвращаются домой. К слову, несмотря на то, что добраться из одного конца города в другой, минуя Большой канал, невозможно, строители возвели через него всего лишь четыре моста . Это при том, что всего в Венеции можно насчитать свыше 400 (!) мостов, соединяющих между собой улицы и переулки.

Вид на Большой канал с моста Скальци

Величие Канала дворцов в Венеции

Если бы в данном материале речь шла не о венецианской достопримечательности, а о каком-либо мегаполисе, то приводить «сухие» статистические данные можно было бы бесконечно долго. О Венеции так не говорят, не говорят не только восхищенные туристы и гиды, но даже и ученые: этот город удивителен и неповторим, любое здание и канал в нем уникальны и имеют свою историю, легенду. Стоит только представить себе, что по обе стороны Большого канала расположено чуть более сотни дворцов, каждый из которых представляет собой настоящий архитектурный шедевр, как тут же возникает непреодолимое желание сесть в одну из роскошных гондол и отправиться на неспешную экскурсию.

Договориться с гондольером о прогулке по каналу и его многочисленным ответвлениям можно на пристани гондол. Находится она сразу за привокзальной площадью, где большинство туристов приобретают на память красочные сувениры и подарки для родных и близких друзей. Кстати, цены на этом самом большом и шумном базаре Венеции необычайно дороги. Не стоит забывать и о том, что «Безмятежная» считается одним из самых дорогих городов мира, поэтому если бюджет ограничен, лучше всего приобрести магниты на холодильник, пуховые платки и джемперы в другом месте.

Большой канал с видом на базилику Санта Мария делла Салюте

После прибытия к пристани, почти все туристы садятся в удивительной красоты гондолы, на корме которых стоит гондольер. С этого момента для счастливых гостей города и начинается самое настоящее путешествие в сказку: многие зажигают специальные фонарики и неспешно отправляются в свои отели или на экскурсию к многочисленным достопримечательностям. Не будет преувеличением сказать, что прогулка на гондоле по Гранд-каналу к самому популярному Дворцу Дожей (если не брать во внимание Золотой дворец) – это уже близкое знакомство с Венецией, ведь во время нее можно увидеть массу достопримечательностей и составить определенное представление об архитектурных стилях, характерных для «Безмятежной».

Многие гиды, проводящие экскурсии по городу на воде, называют самый большой канал города огромным залом музея, в котором вся экспозиция состоит из прекрасных дворцов и других не менее великолепных строений. Удивительно, но все здания по обе части главной транспортной артерии Венеции были построены не позднее середины XVII века.

Стоянка гондол на Большом канале

С тех далеких времен дворцы и дома не перестраивались, более того, было запрещено даже изменять отделку их фасадов. Для людей, прибывших в город на воде с деловым визитом и не планирующим экскурсии, полезной будет информация о том, что пересечь канал можно не только на медленной гондоле, а и на специальном пароме и быстроходной моторной лодке, которая называется вапоретто. Кстати, этими лодками и пользуется большинство венецианцев: передвижение на них запрещено лишь в особо узких каналах, где волна от борта судна может затопить первый этаж здания.

По обеим сторонам Канала дворцов у каждого здания можно увидеть ярко окрашенные полосатые столбы, к которым гондольеры привязывают свои роскошные, украшенные золотыми фигурами, судна . Особенно много таких столбов поставлено у самых значимых достопримечательностей Большого канала и у отеля с названием Сплендид Суизе. Вход в этот дорогой и комфортный отель и множество дворцов представляет собой балкон, на который туристы заходят прямо из лодки.

Гондолы на Большом канале

Не стоит удивляться, если в одном из исторических зданий, расположенном на Гранд-канале, свои услуги будет предлагать Спа-салон, ресторан или ультрасовременное казино: несмотря на то, что все памятники являются собственностью

«Канал-дворец»

В отличие от обычных рек, расположенных в черте города, у Гранд-канала Венеции практически нет набережной. С обеих сторон его вплотную обступили постройки, возведенные на сваях. Многие из них имеют историческую ценность, как, например, церковь Санта Мария ди Назарет (Chiesa di Santa Maria di Nazareth, 17 век), Палаццо Вендрамин-Калерджи (Palazzo Vendramin Calergi, 15 век), Фондако деи Турки (Fondaco dei Turchi, 14 век), Ка" д"Оро или «Золотой дом» (Ca" d"Oro, 15 век). В общей сложности на его берегах расположилось более ста дворцов, за что он получил еще одно название: Canalazzo или «Канал-дворец». Построенные в различное время и в разных стилях, они создают гармоничный ансамбль, формируя неповторимый облик Венеции .

Перебраться с одного берега Гранд-канала на другой можно по одному из четырех мостов или на трагетто – большой гондоле, вмещающей до двенадцати человек. Цена такой услуги – 2 €.

Передвижение по Гранд-каналу

Как и положено центральной улице, на Гранд-канале Венеции довольно оживленное движение. Чаще всего тут можно увидеть вапоретто или речные трамваи. Цена за 75 минут проезда составляет 7,5 €, так что для отдыхающих выгодней покупать туристические карты. Самая дешевая из них стоит 20 €, но с ее помощью можно кататься по городу сутки без ограничений. Проездной на 7 дней стоит 60 €. Также в любой кассе можно купить Rolling Venice Card, с которой проезд будет еще дешевле, однако скидки действуют только для тех, кому не исполнилось 30 лет.

Более изысканный вид транспорта, который в основном выбирают туристы, – гондолы. Грациозно скользя по темным водам Гранд-канала, подчиняясь четким движениям гондольеров, они словно переносят пассажиров на несколько столетий назад. Конечно, такое путешествие стоит немало, от 80 до 100 €, однако тут имеет смысл себя побаловать.

Лучше всего отправляться в речное путешествие на закате: лучи садящегося солнца заливают все мягким светом, благодаря чему город кажется еще более романтичным.

О том, что Венеция — город на воде, знает каждый житель Планеты.

В предыдущие поездки я ходила по Венеции пешком, и теперь могу совершенно авторитетно заявить, что увидеть настоящую Венецию, передвигаясь на своих двоих, невозможно. Город на воде надо смотреть с борта катера или лучше гондолы.

Приехав в Венецию (точнее, на окраину Венеции) на автобусе или на поезде, далее можно отправиться в путешествие на катере.

Главные транспортные артерии Венеции — Гранд-канал (Canal Grande) и канал Ла-Джудекка, которые начинаются недалеко от площади Сан-Марко (Saint Mark Basin).

Протяженность канала Ла-Джудекка — около 3 километров, ширина от 150 до 200 метров. Глубина канала достаточная для прохода больших круизных судов.

По берегам канала Джудекка во множестве располагаются дворцы и соборы постройки 15-17 веков.

Большой канал по сути каналом не является, это естественная протока между островами Лагуны. Канал проходит через всю Венецию. Длина Большого канала 3800 метров, ширина от 30 до 70 метров, глубина не более 5 метров.

Большой канал окружают величественные здания и более 100 дворцов. Дома построены на сваях и имеют 2 выхода — на сушу и на воду. Набережных нет, фасады домов выполняют ее функции. Иногда венецианцы называют его «Канал-дворец». Поездка по Гранд-каналу превращается в настоящую экскурсию.

По Большому каналу курсируют водные трамваи вапоретто, на которых можно добраться до всех окрестных островов и до международного аэропорта Марко Поло.

Кстати, в Венеции действуют правила движения. Скорость движения по Большому каналу не должна превышать 7 км/час для частных судов и 11 км/час для общественного транспорта. В Венецианской лагуне нельзя двигаться со скоростью свыше 20 км/час, а по узким маленьким каналам — свыше 5. Есть в Венеции светофоры, у которых всего 2 сигнала — желтый и зеленый.

Одна из самых известных достопримечательностей Венеции — церковь Санта-Мария делла Салюте. Белоснежный храм был построен в 1631 году в устье Большого канала в честь Девы Марии, избавившей город от чумы.

В Венеции 446 мостов, но через Большой канал перекинуты только 3. Самый известный из них — мост Риальто.

Переплывать Гранд-канал с одного берега на другой можно на гондолах-трагетто.

Все пути в Венеции, пешком или по воде, ведут на главную площадь Сан-Марко. Здесь всегда много людей, голубей и чаек. Голубей кормить не положено, существуют соответствующие распоряжения мэрии Венеции, изданные несколько лет назад. Таким образом пытаются предотвратить слишком сильное размножение птиц в городе. Однако, запрет распространяется только на специальный корм для птиц. Голуби с неменьшим удовольствием поедают куски сладкой плюшки.

Также нагло требуют угощение каких-то нереальных размеров чайки.

Собор Сан-Марко — главный собор Венеции. Уже без малого 1000 лет это здание в византийском стиле украшает город.

Кафе, за столиком которого когда-то сидел сам Джакомо Казанова, все также предлагает ароматный кофе.

После кофе и прогулки по площади Сан-Марко можно вернуться к железнодорожной станции пешком или вновь воспользоваться катером.